Поиск по сайту

Памятник Н.М.Карамзину, г.Ульяновск, ул.Спасская, сквер им.Н.М.Карамзина / "Monument to N.M.Karamzin"

        Никола́й Миха́йлович Карамзи́н (1 декабря 1766, Знаменское, Симбирская губерния, Российская империя — 22 мая 1826, Санкт-Петербург, Российская империя) — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).Карамзин вошёл в историю как реформатор русского языка. Его слог лёгок на галльский манер, но вместо прямого заимствования Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».

           
   «Памятник Н.М.Карамзину», расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Спасская, сквер им. Н.М.Карамзина, является объектом культурного наследия федерального значения на основании постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16.10.2015 № 9892-р данный объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации с № 731510246110006.
  

        Памятник Н.М. Карамзину воздвигнут по инициативе симбирских дворян на средства, собранные по всероссийской подписке. Авторами памятника являются скульптор-профессор Петербургской Академии художеств, академик С.И. Гальберг и архитектор, профессор той же академии, Александр Тон. Скульптурные элементы отлиты в мастерских Академии Художеств, в Петербурге, под руководством известного скульптора П.К. Клодта. Гранитные блоки пьедестала выполнены так же в Петербурге. По инициативе местных дворян П.М. Языкова, А.М. Языкова, П.Н. Ивашева – отца декабриста и др. в Симбирске был образован комитет по сооружению памятника. По ходатайству этого комитета, с разрешения Николая I, Академия Художеств провела открытый конкурс на проект памятника. После конкурса работа по памятнику была поручена  академику С.И. Гальбергу, который успел сделать лишь карандашные наброски проекта, а его доработку после смерти Гальберга, проводили его ученики Иванов, Ставассер, Климченко и Рамазанов. Они же, под наблюдением Совета Академии, выполнили макет, а затем в глине – оригинал скульптурных элементов памятника.  После изготовления всех частей памятника в Петербурге, они водным путем были доставлены в Симбирск в 1843-1844г.г. 23 августа 1845 г. состоялось торжественное открытие памятника. В 1854 году вокруг памятника была установлена металлическая, ныне существующая, ограда. В 1930 годы над памятником возникла угроза его сноса. Была сбита надпись на пьедестале, утрачены отдельные элементы крепления горельефов и элементы ограды, уничтожена позолота верхних окончаний ограды. Часть этих утрат была восполнена в 1950-ые годы, а другая часть – в 1967 году.Последние реставрационные работы произведены Управлением культуры в 1967 г. Непосредственным их исполнителем был работник скульптурно-производственного комбината (г. Москва) Леонид Яковлевич Урис. Им выполнены: расчистка, специальная промывка и патинировка всех скульптурных элементов; заделка выбоин в граните пьедестала, восстановление всех утраченных элементов ограды, восстановление гаек крепления горельефов.Памятник носит аллегорический характер. На высоком пьедестале из красного полированного гранита установлена бронзовая статуя покровительницы истории музы Клио. Правой рукой она возлагает скрижали истории на жертвенник бессмертия, а в левой руке держит трубу, через которую она может вещать потомству события истории.На передней плоскости пьедестала, в круглой нише – бронзовый бюст Н.М. Карамзина. На боковых сторонах пьедестала помещены два бронзовых горельефа, отражающие эпизоды их биографии историка. На правом запечатлена сцена имевшая место в Твери, в марте 1811 г., когда Н.М. Карамзин читал фрагменты из «Истории государства Российского» Александру I и его сестре Екатерине Павловне. На левом горельефе изображен Н.М. Карамзин в его предсмертные часы, окруженный своими близкими. Перед ним фортуна, сыплющая из рога изобилия монеты, но умирающий Карамзин останавливающим жестом руки как бы говорит, что эти дары судьбы запоздали. Здесь – намек на запоздалый рескрипт Николая I о выделении больному историку 50000руб. для поездки на лечение в Италию.На лицевой стороне пьедестала, под бюстом, накладными буквами сделана надпись: «Н.М. Карамзину, историку Российского государства, повелением императора Николая I1844 г.».Памятник является одним из образцов искусства эпохи классицизма. Отлично разработанный в анатомическом отношении, выполненный с большим вкусом, не лишенный некоторой камерности он, бесспорно, является одной из ценнейших художественных реликвий города. 

                 

     
     
 
 

   

 Библиография: 1. Трофимов Ж.А. Симбирский памятник Карамзину. Известное и неизвестное. М., 1992;   2. Ульяновская-Симбирская энциклопедияв двух томах. Том 1 Ульяновск, 2000. Том 2. Ульяновск, 2004;   3. Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска. Каталог. Ульяновск, 2006, с. 340-343

 

         Nikolai Mikhailovich Karamzin (December 1, 1766, Znamenskoe, Simbirsk Province, Russian Empire - May 22, 1826, St. Petersburg, Russian Empire) is a historian, the largest Russian writer of the epoch of sentimentalism, nicknamed the "Russian Stern". The creator of the "History of the Russian State" (volumes 1-12, 1803-1826) - one of the first generalizing works on the history of Russia. The editor of the Moscow Journal (1791-1792) and The Messenger of Europe (1802-1803). "Monument to N.M.Karamzin"  located at the address: Ulyanovsk, Spasskay street, the square N.Karamzin, is an object of cultural heritage of federal significance on the basis of the resolution of the Council of Ministers of the RSFSR of 30.08.1960 № 1327 "On further improvement of the protection of cultural monuments in the RSFSR." According to the Ministry of Culture of the Russian Federation No. 9892- This cultural heritage site is registered in the unified state register of objects of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation from No. 731510246110006. Monument to N.M.Karamzin was erected on the initiative of the Simbirsk nobility with funds raised through the All-Russian subscription. The authors of the monument are the sculptor-professor of the St. Petersburg Academy of Arts, academician S.I. Galberg and the architect, professor of the same academy, Alexander Ton. Sculptural elements are made in the workshops of the Academy of Fine Arts, in St. Petersburg, under the guidance of the famous sculptor P.K. Klodt. The granite blocks of the pedestal are also made in St. Petersburg. At the initiative of local nobles a committee for the construction of the monument was established. At the request of this committee, with the permission of Nicholas I, the Academy of Arts held an open competition for the project of the monument. After the competition, work on the monument was entrusted to Academician S.I. Galberg, who managed to make only pencil sketches of the project, and his revision after the death of Halberg, conducted by his students Ivanov, Stavasser, Klimchenko and Ramazanov. They, under the supervision of the Council of the Academy, carried out the layout, and then in the clay - the original of the sculptural elements of the monument. After the manufacture of all parts of the monument in St. Petersburg, they were transported by river to Simbirsk in 1843-1844. August 23, 1845 the solemn opening of the monument took place.In 1854, around the monument was installed a metal, now existing, fence. In 1930, the monument was threatened with its demolition. The inscription on the pedestal was knocked down, individual elements of fastening of high reliefs and elements of the fence were lost, the gilding of the upper endings of the fence was destroyed. A part of these losses was replenished in the 1950s, and the other part in 1967. The last restoration work was done by the Department of Culture in 1967. The employee of the sculptural and industrial plant (Moscow) Leonid Yakovlevich Uris was their immediate executor. He carried out: clearing, special washing and patination of all sculptural elements, embedding potholes in the granite pedestal, the restoration of all lost elements of the fence. On a high pedestal of red polished granite, a bronze statue of the patroness of Museo Clio's history is set.The monument is one of the examples of the art of the era of classicism. Executed with great taste it is undoubtedly one of the most valuable artistic relics of the city.