Поиск по сайту

«Богоявленская церковь, XIX в.» Старомайнский район, р.п. Старая Майна, ул. Советская, 34

Богоявленская церковь, XIX в., Регионального значения, поставлена на государственную охрану Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 05.03.2015 № 7 «О включении выявленных  объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», Старомайнский район, р.п. Старая Майна, ул. Советская, 34.

По преданию, село основано монахами из Костромского монастыря в честь святого Богоявления  1655-1661 г. Раньше село называлось Богоявленским. Это название сохранялось до 1917г., т.е. до начала революции, и многие старожилы помнят и даже называют его Богоявленским.   Официальной же датой основания села считается 1670 год, когда по повелению царя Алексея Михайловича, как его называли — “Тишайшего”, был воздвигнут Майский острог, чтобы защитить границы Руси от захвата и грабежа кочевников. Строителем этого острога был прислан полковник Гаславский, который сыграл большую роль в его основании и устройстве. Гаславские жили в селе до 1917 г. Последний из их рода был женат на полячке и, по-видимому, уехал в Польшу. Салов –первый воевода – мэр острога .      Одна из ранних, церковь в селе построена в 1777 г., она была деревянной, имела два престола: 1.Богоявленский; 2.  Св. Николая Мирликийского. Каменный храм в честь Св. Богоявления был воздвигнут в 1823 году старанеями и на средства графа Дмитрия Николаевича Блудова, известного государственного деятеля, члена комитета по освобождению крестьян от крепостного права. Его имение находилось недалеко от села Богоявленское – в селе Танкеевка(Татария). У графа было много земель. При любой возможности он покупал земли и устраивал крестьянские общины. В Богоявленском у него тоже была община, ее называли Блудовщина. Всего в селе было 11 общин: община государственная;  община удельных крестьян, которые принадлежали непосредственно царю;  остальные общины принадлежали помещикам. Они были более обеспеченными. Достопримечательностью района являлось с. Головкино в 9 км южнее Старой Майны. При Петре I эти земли принадлежали канцлеру Российского государства Головкину. При царице  Екатерине II земли перешли к графу Орлову Ивану Григорьевичу, который переехал сюда жить. Это был старший из пяти братьев Орловых. Григорий Орлов был фаворитом царицы, отличился борьбой с чумой в Москве. Алексей развел знаменитую породу орловских рысаков. Отличился в Чесменской битве, разбил и сжег турецкий флот. За эту битву получил звание и стал величаться князь Чесменский. Екатерина II наградила братьев именьями и деньгами. В 1765 году, путешествуя по Волге на галере “Тверь”, Екатерина II в сопровождении графа Григория заезжала в с. Головкино к графу Ивану. Галера пристала к берегу в 12 км от с. Головкино. Собравшиеся жители удивили царицу. Существует легенда: всю дорогу  от пристани до с. Головкино  ( 12 км ) крестьяне посыпали солью и привезли царицу не в карете, а на санях, т.к. сани по соли едут легко, как по снегу. А было это летом. К приезду царицы были срублены две избы и соединены в виде терема. Екатерина II ночевала ночь в новом срубленном доме. По приезду в Санкт-Петербург царица выделила деньги для постройки на месте деревянного дома дворца и церкви и даже освободила крестьян от подати на 3 года, чтобы они участвовали в строительстве.  Дворец и церковь были построены по проекту знаменитого архитектора Баженова и являлись архитектурным памятником  и украшением нашего симбирского края. Дворец разобрали после революции, а церковь стояла до 50-х годов XX столетия. Село Ивановка, где в свое время находилась чудотворная икона “Боголюбивая”, расположено в 15 км южнее р.п Старая Майна в живописном месте, окруженном густым сосновым бором.  Каменная церковь заложена 17 октября 1892 г. В честь чудесного события. Существует предание, что эта икона писана и освящена на святой горе Афон, затем передана царским домом в дар этому храму, земли и угодья которого непосредственно принадлежали царю. Другое предание гласит, что икона была обретена у источника, который до сего дня почитается в селе святым. Престол был освящен в храме в честь ”Боголюбивой” Божией Матери, которая явилась избраннику своему- князю Андрею, сыну великого князя Киевского Юрия Долгорукого. В 1155г. Князь Андрей вез образ Божией Матери из Вышгорода в Ростов. Внезапно лошади встали. Сколько раз люди ни пытались сдвинуть с места возок с “Чудотворной” иконой- все напрасно. Царица Небесная явилась князю Андрею в шатре, разбитом на крутом берегу полноводной Клязьмы, далеко за полночь, когда усталого князя стал сковывать сон. Пологи шатра распахнулись, и на пороге в неизреченном сиянии предстала Богородица, “Не хощу да образ Мой нести в Ростов, но во Владимире поставь его”.  Образ, который вез князь Андрей, стал впоследствии называться “Владимирским”. А Матерь Божия, которая явилась ему во сне, и по его словам, написанная художником-иконописцем, стала называться “Боголюбивой”. Храм Боголюбивой Божией Матери в 1960 г. Постигла та же страшная участь, как и многие другие храмы Симбирской Епархии. Он был опечатан. Как свидетельствуют очевидцы, ценные иконы, писанные на золоте, вывезли на двух машинах в неизвестном направлении. “Чудотворную” икону побоялись уничтожить, и она хранилась в заточении в запасниках Исторического музея до 1989 г. Храм закрыли через 15 дней после празднования  престольного праздника Боголюбивой Божией Матери – 1 июля. Рассказывают, что, когда вынесли после службы икону на крестный ход, Образ на иконе стал “метаться” то направо, то налево, то начинал ярко сверкать божественным светом. Это чудо видели все паломники. Старенький священник, участвовавший в крестном ходе, по Божьему повелению предрек участь храма и самой чудотворной иконы: “Не случайно Матерь Божия “метается”. Нас ждут ужасные события, последний раз мы так торжественно празднуем ее чудотворный образ, и храм закроют и разорят”. Слова были пророческие. За три дня до празднования “Боголюбивой” в село Ивановку вереницей ехали паломники, больные, калеки. Огромный храм села не вмешал всех верующих. Приезжали даже из других областей. И Матерь Божия обильно являла свои чудеса и исцеления всем, с верой к ней. Икону из запасника музея власти передали в 1990 г. Епархиальному Управлению. И она год находилась в Кафедральном соборе по ул. Орлова. В1991 г. Указом правящего архиерея  епископа Прокла и по многочисленным просьбам верующих Старомайнского района икона крестным ходом прошла по центральным улицам Симбирска, от ул. Орлова до площади, где раньше возвышались соборы  Симбирска. Был отслужен молебен, и затем икону на машине повезли в Майну в Богоявленский храм, т.к. храм “Боголюбивой” в с. Ивановка был разрушен. Ближайшим действующим храмом был Богоявленский, куда и прибыла эта святыня.