Поиск по сайту

«Дом мещанина Я.П.Прохорова, 1883-1886 гг.» г. Ульяновск, ул.Ленина, 103

 Объект культурного наследия местного (муниципального) значения "Дом мещанина Я.П.Прохорова,1883-1886 гг." поставлен на государственную охрану Распоряжением Правительства Ульяновской области от 19.08.2019 № 414-пр «О  включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

Дом 103 (современная нумерация) находится на северо-восточной оконечности ул. Ленина (бывшей Московской). Каменный двухэтажный дом построен в 1883-1884 гг. мещанином Я.П.Прохоровым (владел до 1917г.). В 1886 г. появляется пристрой (часть здания с аркой). Здание двухэтажное кирпичное, Г-образное в плане. Главным фасадом обращено на юго-восток. Основной корпус прямоугольный, вытянутый вдоль улицы. С левой стороны в створе с юго-западной стеной сделаны в глубь участка два пристроя: двухэтажный и одноэтажный. Судя по кирпичу, известковому раствору и городчатому карнизу, как и на основном корпусе, пристрои были сделаны в процессе строительства или вскоре после него. В советское время в дворовой части были сделаны еще два пристроя: к северо-западному фасаду и к северо-восточному. Последняя большая перестройка здания была в конце 70х -начале 80х годов, когда в здании разместился Ульяновский городской комитет ВЛКСМ. Была произведена полная перепланировка, въездная арка заложена с двух сторон и превращена в помещение, над ней со двора построена наружная эвакуационная лестница (для этого оконный проем был растесан в дверь), в торцовых стенах прорублены новые окна, возможно новые пристрои появились в это же время. Внутренняя отделка и элементы интерьера не сохранились.  Однако все эти переделки практически не затронули фасада по ул. Ленина, что позволяет воспринимать его почти в первоначальном виде. По своей архитектуре здание можно отнести к вполне массовым рядовым постройкам конца 19 -начала 20 века, без претензий на какую то стилевую целостность или декоративные особенности. Это достаточно обычная постройка «посредственной» архитектуры.  Композиционно главный фасад имеет ассиметричное построение и разделен пилястрами от цоколя до карниза на четыре части: три одинаковые по ширине и четвертую более узкую. В первых трех частях, на втором этаже расположены по два окна, на первом этаже по два окна (в первой и третьей части), окно и входная дверь (во второй). В четвертой части въездная арка (на первом этаже) и одно окно (на втором). Такая схема имела широкое распространение в симбирских постройках на протяжении почти двух веков. В данном случае ассиметричность фасада усиливается появлением на первом этаже второй части еще одной пилястры. Возможно для того, чтобы акцентировать входную дверь. Следов этой пилястры на втором этаже нет. Такое решение придает зданию вид несколько архаический. Весь декор фасада довольно скромный и выполнен за счет выпуска кирпича, что характерно для архитектуры того времени. Все пилястры (пять по второму этажу и шесть по первому) простой прямоугольной формы с прямоугольными же углублениями. Четыре пилястры на первом этаже имеют кирпичные имитации пьедесталов с круглыми углублениями. На пилястрах вокруг въездной арки пьедесталы не сохранились. На уровне междуэтажного перекрытия в первых трех частях находится широкий поясок, образованный двумя полочками и поребриком между ними. В четвертой части поясок отсутствует. Завершено здание городчатым фризом и трехчастным карнизом. Еще один тонкий поясок проходит по всему фасаду на уровне подоконника окон второго этажа. Все окна имеют лучковые кирпичные перемычки. На перемычках окон второго этажа замковые камни акцентированы выпуском кирпича. Наличники простые рамочные. Сохранились деревянные оконные рамы. Входная деревянная дверь заменена на современную металлическую. Невзирая на довольно скромные архитектурные достоинства, дом очень важен для улицы в градостроительном и средовом отношении. Он формирует строчку ул. Московской (ныне Ленина) и сохраняет ее масштабные и архитектурные характеристики.