Поиск по сайту

"Здание железнодорожного вокзала Ульяновск-I, 1952 г.г." Ульяновск, ул. Железнодорожная, 40

          Объект культурного наследия регионального значения "Здание железнодорожного вокзала Ульяновск-I, 1952 г." поставлен на государственную охрану Распоряжением Правительства Ульяновской области от 10.08.2018 № 363-пр "О  включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

 

       Здание железнодорожного вокзала на станции Ульяновск-1 (также известное в городе под названием «Старый вокзал») строилось в 1951-1953 гг. на историческом месте, где изначально находился самый первый вокзал Симбирска. Первый вокзал из красного кирпича, возведенный в 1898 г., был одноэтажный, — этого вполне хватало для города в 40.544 жителей (по переписи 1897 г.). Со временем город разрастался, но из-за утраты в 1928 г. губернского статуса, а затем понижения своего значения до уровня райцентра, Ульяновск не имел финансовых и административных рычагов для переустройства своих железнодорожных ворот. Хотя морально устаревшее и небольшое по объёму здание вокзала вызывало всё больше нареканий. Например, в 1934 г. пленум Ульяновского горсовета предписывал «в кратчайший срок привести в культурный вид» городские станции и даже установить на них «дежурные посты из депутатов горсовета для встречи проходящих поездов, приему жалоб и устранению замеченных недостатков». (ГАУО, Ф.Р-634, Оп,1, Д.755, Л.21об.)К началу 1940-х пассажиропоток заметно увеличился. Наркомат путей сообщения, рассмотрев проблему, разработал проект реконструкции вокзала, представленный на согласование в Ульяновский горисполком. 21 января 1941 г. президиум горисполкома решил: «Представленное проектное задание ОДОБРИТЬ, как отвечающее своему функциональному назначению и отражающее в общем архитектурном замысле память о Ленине». Наряду с этим члены горисполкома «считали необходимым» дополнить проект 8-ю пунктами, в том числе: «На привокзальной площади установить памятник Ленина на тематику «Ленин в юношеские годы». Для создания монументального характера архитектуры всего ансамбля вокзала, боковые павильоны следует разработать не деревянные, а каменные, увязав их архитектурную форму в общем стиле всего сооружения». Предполагалось также благоустройство площади и прилегающих улиц, постройка перекидного моста через пути и т. д. (ГАУО, Ф.Р-634, Оп.1, Д.1607, Л.2).Начавшаяся через полгода Великая Отечественная война помешала осуществлению этих планов. Военные годы кардинально изменили облик и статус города. Ульяновск стал одним из центров эвакуации людей, предприятий, учреждений и организаций. Вокзал с трудом вмещал массу военного и гражданского люда, пассажирские и грузовые составы. По ночам приходили эшелоны с раненными. Руководству образованной 19 января 1943 г. Ульяновской области досталось сложное хозяйство. В том же году рельсовые линии связали Ульяновск с Казанью и Сызранью. Послевоенным летом нагрузка на железную дорогу не снизилась - через город одна за другой катили людские волны демобилизованных и возвращавшихся из эвакуации. К чести железнодорожников, по оценке Ульяновского облисполкома, «вокзалы станций Ульяновск-1 и Мелекесс значительно улучшили свою работу». Однако областная власть подчеркивала: «Здание вокзала по своим размерам не удовлетворяет потребностям областного центра. Из-за недостатка помещения пассажиры вынуждены находиться на улице. Перрон не благоустроен». В июле 1945 г. в наркомат направили просьбу о расширении и реконструкции вокзала - без капстроительства дальше было никак нельзя. (ГАУО, Ф. Р-3038, Оп. 4, Д. 82, ЛЛ. 297, 300). Владимир Павлович Федоров, главный архитектор Ульяновска, планируя его послевоенное благоустройство, подчеркивал: «Архитектурное оформление привокзальной площади имеет первостепенное значение как вестибюля города». Москва выделила необходимые средства, но строительство долго не начиналось, В августе 1950 г. на собрании городского профактива член президиума районного профсоюза железнодорожников Фомин критиковал подобную нерасторопность: «У нас один миллион рублей отпущено на реконструкцию вокзала и привокзальной площади, но что сделали в этом начальник отделения дороги, начальник политотдела? Ничего не сделали... Вместо того, чтобы улучшить положение пассажиров, которым в ожидании поезда негде от дождя укрыться, до сего времени не приступили к строительству вокзала. Приезжающие пассажиры видят бедный вокзал на родине Ильича. Надо пошевелиться, благоустроить город Ульяновск так, чтобы родина Ильича была красавицей». Глава Ульяновского горсовета П.К. Сифуров не согласился с подобной критикой и выразил надежду, что стройка начнётся в ближайшем будущем. 2 февраля 1951 г. облисполком вынес решение «О реконструкции вокзала ст. Ульяновск 1 Уфимской ж. д.». Проект, учитывавший еще довоенные пожелания, был разработан Центральной архитектурной мастерской. Строительные работы начались в мае 1951 г. Автор проекта - архитектор М.А. Готлиб лично прибыл осуществлять авторский надзор. Ульяновский вокзал можно назвать одним из лучших творений зодчего, построившего немало вокзалов на железнодорожных артериях страны. Расшифровка инициалов М.А. Готлиба в имеющихся документах, печатных источниках и Интернете не выявлена.Вокзал стал одной из крупнейших строек первого десятилетия существования области. Ход работ регулярно освещался на страницах газеты «Ульяновская правда». Строители преподнесли городу подарок к новому 1953 г. Несмотря на достаточно сжатые сроки, работы были сделаны качественно. Госкомиссия 29 декабря 1952 г. выставила общую отличную оценку. Акт приемки по различным категориям содержит оценки «хорошо» и «отлично». Решением Ульяновского горисполкома два первых корпуса здания вводились в эксплуатацию 31 декабря 1952 г. Среди лепнины над главным входом с привокзальной площади сохранилась надпись «1952».Введение вокзала в эксплуатацию стало событием регионального значения. Его большая фотография украсила номер «Ульяновской правды» 1 января 1953 г. (Кискин Н. Сегодня и завтра нашего города// Ульяновская правда, 1953. - № 1(2534), 1 января. - С. 3)А 4 января 1953 г. газета поместила фотоочерк А.И. Маркелычева и восторженную статью Н.А. Малинина. Приведём отдельные отрывки, дающие представление, в том числе об утраченных элементах убранства вокзала. «Новый вокзал - одно из красивых и самое высокое здание в Ульяновске. Центральная часть вокзала - башня со шпилем, увенчанным красной звездой в обрамлении серебряных снопов, перевитых лентами, достигает в высоту 38 метров. По объему новое здание в четыре раза больше старого вокзала в Ульяновске». В малоэтажном городе вокзал стал воистину первым «небоскребом». «На застекленном фронтоне портала - большие электрические часы с позолоченным циферблатом и такими же украшениями. Три высоких дубовых двери, остекление которых инкрустировано бронзой, ведут в вестибюль. Массивные колонны вестибюля облицованы белым мрамором. На колоннах - красивые электрические светильники - бра. Рубчатый купол вестибюля освещен скрытыми для глаз лампами дневного света. В центре купола - квадратное художественное панно: развивающееся на ветру Знамя Победы, озаренное огнями салюта. По стенам - лепные орнаменты, отражающие труд и учебу советских людей. На стенах картины в багетных рамах. Из главного вестибюля гранитная лестница с красивой балюстрадой ведет в Ленинскую галерею. Если транзитный пассажир не располагает временем посетить священные ленинские места, он может познакомиться здесь с основными материалами, характеризующими детство и юные годы В.И. Ленина и пребывание в Симбирске семьи Ульяновых». Далее шло описание «сияния позолоченных барельефов Ленина и Сталина», множества картин, бюстов, фотокопий, блестящих позолотой букв цитаты из Сталинской клятвы над гробом Ильича и т. д. Помимо касс, камер хранения, пассажирских залов и служб бытового обслуживания вокзал вмещал гостиницу на 20 мест и комфортабельную читальню с ковровыми дорожками, мягкой мебелью и бархатными скатертями. Летом 1953 г. в нишах у главного входа установили гипсовые скульптуры рабочего и колхозницы, тонированные под бронзу. А 5 декабря 1954 г. на благоустроенной Привокзальной площади торжественно открыли памятник Володе Ульянову-гимназисту. Вокзальный ансамбль стал достойным архитектурным памятником так называемого «сталинского ампира», не вполне заслуженно раскритикованного в последующие годы. Устремленное в небо здание со шпилем зримо воплощало идеи Победы и торжества Советского народа, царившие в послевоенной архитектуре (это наиболее ярко проявилось в знаменитых московских высотках).Евгений Иванович Голенко, главный архитектор Ульяновска в 1946- 1965 гг. как профессионал, высоко оценил проект вокзала и его воплощение. Дважды - в 1951 и 1954 гг. он возбуждал перед Управлением по делам архитектуры Совета Министров РСФСР вопрос о «предоставлении этого объекта на соискание Сталинской премии». Предварительное согласие было осенью 1951 г. получено, но решили подождать окончания строительства. Однако, последовавшая в 1953 г. смерть И.В. Сталина рикошетом ударила по этой идее. Ничуть не умаляя архитектурных достоинств вокзала, нельзя не признать, что его идейное оформление было выдержано в традициях времен культа личности. К тому же новые руководители кардинально поменяли архитектурные вкусы. С середины 1950-х гг. со всех трибун принялись клеймить «излишества», «украшательства», «декоративные башни со шпилями, скульптуры и дорогостоящую отделку». К тому же хрущевское правление упразднило в 1954 г. сами Сталинские премии. Письмо о представлении законченного строительством вокзала на премию, отправленное Е.И. Голенко в столицу 19 января 1954 г., осталось без ответа. А рецензенты книги Е.И. Голенко «Ульяновск» ругали автора за «претенциозную и не аргументированную характеристику здания железнодорожного вокзала». Что, впрочем, не изменило принципиальной позиции городского архитектора, до смерти считавшего здание украшением Ульяновска. Это нашло отражение и в его книге. Вокзал успешно функционировал и являлся визитной карточкой Ульяновска. Местные художники обновили его интерьеры. В середине 1960-х гг. площадь оформилась с севера и юга двумя жилыми домами, нижние этажи которых занимали продовольственный и книжный магазины, аптека, ателье, почта, сберкасса, парикмахерская, - словом, создавались все удобства для пассажиров. Вообще решение Привокзальной площади можно считать примером одного из наиболее удачных архитектурных ансамблей и социальноинфраструктурных объектов застройки Ульяновска советского периода. Не случайно фотографии площади с памятником и вокзалом в 1960-е - 1970-е гг. были широко растиражированы в альбомах и открытках. Однако судьба вокзала уже была предрешена. Изначально Ульяновск-1 находился на тупиковой железнодорожной ветке - составы приходилось выводить «обратно на станцию Киндяковка, чтобы проследовать дальше в сторону Уфы, Москвы, Казани и Сызрани». В 1964 г. ситуация подошла к логическому разрешению - «Киндяковку» переименовали в «Ульяновск-центральный», а в 1970 г, новые главные железнодорожные ворота города украсило здание центрального вокзала. Что любопытно, среди его проектировщиков был тот же архитектор М.А. Готлиб. Согласно решению № 1269/22 от 3 ноября 1977 г. Ульяновского горисполкома «Об упорядочении и уточнении названий улиц в Железнодорожном и Заволжском районах г, Ульяновска» перестало существовать название Привокзальная площадь. А вокзал, имевший до этого адрес Привокзальная площадь, 1, получил нынешний - улица Железнодорожная, 40. Ульяновск-1 стали именовать «Старым вокзалом». В 1980-е - 1990-е гг. он утратил часть лепнины и скульптуры «рабочего» и «колхозницы». В частности, композиции из знамён на углах нижнего яруса башни были заменены маловыразительными объёмами пирамидальной формы. Вместе с тем сохранились парадная лестница с балюстрадой, многочисленная лепнина с советской символикой.