Поиск по сайту

«Фрагмент вала Симбирско-Карсунской засечной черты», 1648 – 1654 гг., г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 43А / "Fragment of the earthen wall of the Simbirsk - Karsunsky zasechnaya line, 1648-1654"

      «Фрагмент вала Симбирско – Карсунской засечной черты, 1648-1654 гг.» по адресу: г.Ульяновск, улица Льва Толстого, 43А является объектом культурного наследия  местного (муниципального) значения на основании Постановления Ульяновской Городской Думы  от 29.10.2003 № 332 "О согласовании Перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) муниципального значения», г.Ульяновск.

 

               Симбирская засечная черта – наибольшее по протяженности оборонительное укрепление для прикрытия юго-восточной границы  Русского царства. Основание в 1648г. Симбирска тесно связано с засекой.В 2000 году на территории ГИММЗ «Родина В.И.Ленина» археологами были обнаружены остатки древнего оборонительного сооружения, а в 2001 году восстановлен фрагмент земляного вала и реконструирована по историческим аналогам сторожевая башня. В качестве иллюстративного материала использованы редкие рисунки из рукописного альбома шведского капитана Эрика Пальмквиста – военного атташе в России в 1673-74 гг., где приводились изображения русских военных, образцы вооружения, оборонительных сооружений и карты.  Дальнейшее изучение земляного вала доказало, что обнаруженная на поверхности ложбина является остатками засыпанного северного рва Симбирского кремля ХѴІІ-ХѴІІІ вв. Площадь Симбирского кремля ХѴІІ-ХѴІІІ вв в границах по дну рва составляла более 10 тыс. кв. саженей, а территория внутри кремля - 7470 кв. саж. Внутри кремля находились двор воеводы, приказная изба, погреба для пороха и оружия, хлебные амбары, стрелецкие, таможня, казармы, архиерейский приказ, двор митрополита, дома служилых людей, здание Троицкого собора (с 1648 по 1700 гг. в Симбирске было построено 20 храмов и три монастыря).

 

                Фрагмент вала Симбирско – Карсунской засечной черты сохранился на высоту 1,4 м. Под его насыпью прослежена тонкая зольная прослойка и узкая траншея, удаленная от края рва на 2,4 м. В заполнении траншеи обнаружены угли и отпечатки бревен частокола диаметром 0,25 м каждое. В насыпи вала непосредственно над траншеей отмечены следы прокала. Ни в слое насыпи, ни в подстилающей ее почве археологических находок не обнаружено. Ров проходит с южной стороны от вала. Его ширина по верху составляет 6,4 м, а глубина от древней поверхности - 2,4 м. В профиле ров имеет треугольные очертания со сходящимися под конус стенками. Эти археологические изыскания помогли реконструировать порядок сооружения оборонительной стены города-крепости Симбирска. Строительство было начато с пала сухой травы и кустарника и прокопки рва. Из выкопанного грунта образуется вал, перекрывающий остатки пала (о чем свидетельствует прослойка золы в основании вала). С внешней стороны насыпного вала, на некотором удалении от края рва, была прорыта узкая и глубокая траншея, в нее вертикально устанавливались бревна тына, которые укреплялись утрамбованной землей. Верхушка насыпи была выровнена и на ней была создана боевая площадка.

 

   

         При сооружении Симбирской черты в качестве основных строительных материалов использовались дерево и земля. Выбор этих материалов понятен, так как он объяснялся как технико-экономической целесообразностью, так и особенностями противника - неприятельской конницы. Довольно богатые лесные ресурсы района, хорошие строительные качества древесины, легкость обработки и длительная русская историческая традиция - все это определило широкое применение деревянных конструкций на Симбирской черте. Мастерски владея топором, русские плотники создавали мощные укрепления, образцы военного зодчества - деревянные города, башни, стены, надолбы на пути набегов неприятельских отрядов. Деревянные конструкции использовались обычно в сочетании с земляными сооружениями.Симбирская черта предназначалась для конкретной цели - отражения и недопущения внезапного появления конницы у русских городов и сел. Строители черты знали вооружение, тактику, особенности врага. Кочевники в XVII веке не вели длительной осады городов, поэтому не было необходимости строить на черте дорогие крепости из камня. У противника не имелось речного флота, поэтому у строителей Симбирской черты не было необходимости строить преграды для движения неприятеля на реках. К сожалению, рисунков и чертежей укреплений Симбирской черты почти не осталось, сами укрепления давно разрушились, но их описания дают достаточно полное представление о типах укреплений и способах защиты русских городов и населения юго-восточных рубежей государства от набегов быстрой, нестойкой, слабо вооруженной неприятельской конницы.

 

 

Библиография: 1. Археологические исследования заповедника «Родина В.И.Ленина» в 2000-2003г.г.А.В.Вискалин. Ульяновск, 2004.-С.177-178. 2.Государственный архив Ульяновской области (ГАУО),-Ф.732 – Оп.2-Д.71,427.

"Fragment of the earthen wall of the Simbirsk - Karsunsky zasechnaya line, 1648-1654" at the address: Ulyanovsk, Lev Tolstoy Street, 43A is an object of cultural heritage of local (municipal) significance on the basis of the Resolution of the Ulyanovsk City Duma of 29.10.2003 No. 332 " On the coordination of the List of objects of cultural heritage (historical and cultural monuments) of municipal importance ”, Ulyanovsk. The Simbirsk defensive line is the longest defensive fortification to cover the southeastern border of the Russian kingdom. Foundation in 1648 Simbirsk is closely related to the defensive line. In 2000, on the territory of the State Historical and Memorial Museum-Reserve “The Motherland of V.Lenin”, archaeologists discovered the remains of an ancient defensive structure, and in 2001 a fragment of an earthen wall was restored and the watchtower was reconstructed according to historical analogues. A fragment of the shaft of the Simbirsk-Korsun zasechnaya line height of 1.4 m. its width at the top is 6.4 m. the Top of the mound was leveled and it was created combat area. Further study of the earthworks proved that the earth mound is the remains of the Simbirsk Kremlin. The Area of the Simbirsk Kremlin of XVII - XVIII centuries was more than 16,000 meters. Inside the Kremlin were the yard of the Governor, writ hut, cellars for gunpowder and weapons, grain barns, the house of servants, the building of the Trinity Cathedral (from 1648 to 1700 in Simbirsk was built 20 churches and three monasteries). Masterfully wielding an ax, Russian carpenters created powerful fortifications, samples of military architecture — wooden cities, towers, walls on the path of the raids of enemy units. Wooden structures were usually used in combination with earthworks. The Simbirsk trait was intended for a specific purpose - to repel and prevent the sudden appearance of enemy cavalry in Russian cities and villages.

    Новости