Поиск по сайту

Памятник «Братская могила, где похоронены 44 бойца, погибшие 10-12 сентября 1918 г. в борьбе с чехословацкими белогвардейцами за освобождение Симбирска», г.Ульяновск, бульвар Новый Венец / Monument "A common grave where 44 soldiers, the killed in fight against Czechoslovak White Guards for liberation of Simbirsk are buried on September 10-12, 1918"

              Памятник «Братская могила, где похоронены 44 бойца, погибшие 10-12 сентября 1918 г. в борьбе с чехословацкими белогвардейцами за освобождение Симбирска»,  расположенный в исторической части города в сквере бульвара Новый Венец города Ульяновска является объектом культурного наследия регионального значения на основании Решения Исполнительного комитета  Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 16.03.1957 № 223/5.  

  

                Памятник связан с увековечиванием памяти бойцов Красной Армии и видных революционеров. Поставлен на месте, где производились братские захоронения бойцов Красной Армии, ответственных партийных работников, скончавшихся от ран в период с 1918 г. по 1922 г. Здесь были похоронены 48 погибших красноармейцев и советских работников: при освобождении Симбирска; во время «Чапанского» восстания в Сенгилеевском уезде; «кулацкого» восстания в Бугульминском уезде. Здесь покоится прах – И.В.Варейкиса, губернского военного комиссара; М.С.Гуревича, заведующего внешкольным отделом губоно; И.Ф.Олейника, заведующего агитотделом губвоенкомата; В.Г.Пеньевского, командира Симбирской рабочей бригады.

 

                    В 1924 г. был объявлен конкурс на проект сооружения памятника. Первую премию получил губернский инженер И.П.Суханов и художник П.С.Добрынин. Вне конкурса представил проект архитектор Ф.Е.Вольсов. В 1925 г. проектирование продолжили победители конкурса под руководством Вольсова, но уже в следующем году, из-за недостатка средств, от этого проекта отказались. Комиссия вернулась к другим конкурсным работам и остановилась на проекте художника А.А.Пластова. Впоследствии, также отказались и от проекта А.А.Пластова.  Для реализации была окончательно принята проектная документация, разработанная  Ф.Е.Вольсовым. 7 ноября 1927 г. памятник был торжественно открыт. В 1968 г.  перед ним был зажжен «Вечный огонь». В 1988 г. вдоль подножия обелиска были установлены гранитные плиты  с именами захороненных  в братских могилах бойцов. 

 

 

                 Сам обелиск представляет собой стелу высотой 7 м в виде усеченной пирамиды, выложенную из гранитных блоков. Материал серый уральский гранит. С запада и востока устроены лестницы. «Вечный огонь» оформлен в виде бронзовой пятиконечной звезды. На лицевой грани обелиска установлена мемориальная доска с текстом: «Героям красноармейцам, павшим в бою за освобождение Симбирска 12 сентября 1918 г.». Справа и слева устроены цветники, обнесенные низкой чугунной оградой на столбиках.  

 

 

Библиография: 1. Ульяновская-Симбирская энциклопедия. Т.1. Ульяновск, 2000. С.65-66.   2. Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска. Каталог. Ульяновск, 2006.С.362. 

 

Monument "A common grave where 44 soldiers, the killed in fight against Czechoslovak White Guards for liberation of Simbirsk are buried on September 10-12, 1918". Is in a historical part of the city in the boulevard "New Venetc" of the city of Ulyanovsk. Is an object of cultural heritage of regional value on the basis of the Decision of Executive committee of the Ulyanovsk regional council of deputies of workers from 3/16/1957 No. 223/5. The project of a monument was developed by the architect F.E.Volsov. On November 7, 1927 the monument has been solemnly open. In 1968, near the monument, an eternal flame was lit. In 1988 granite plates with names of the soldiers buried here are established. The monument presents a stele 7 m high in the form of a pyramid from granite blocks. Material gray Ural granite. From the West and the East ladders are arranged. "Eternal flame" is issued in the form of a bronze five-pointed star. On a front side of an obelisk the commemorative plaque is established.

    Новости