Поиск по сайту

«Жилая усадьба А.А. Кутенина нач. XIX в., 1865-1911 гг., архитектор К.Ф. Гросман», г.Ульяновск, ул.Ленина, 124-28, 126 / "Residential estate A.A.Kutenin. Beginning XIX century, 1865-1911, architect K.F.Grosman "

      «Жилая усадьба А.А.Кутенина. Нач. XIX в., 1865-1911 гг., арх. К.Ф.Гросман»  включена в список объектов культурного наследия местного (муниципального) значения на основании Постановления Ульяновской Городской Думы от 29.10.2003 №  332.

         Усадьба, расположенная  на пересечении улиц Московской (ныне улица Ленина) и Жарковского переулка (улица Матросова) была сформирована в начале 1800-х гг. В первой половине 19 века здесь был построен каменный угловой дом. На плане города Симбирска 1843 г. он значится как существующий. С начала 19 столетия и  до 1917 г. границы и размеры усадьбы не менялись. В 1865 г. владелец усадьбы симбирский купец 2-й гильдии А.А.Кутенин восстанавливает сгоревший в общегородском пожаре 1864 года деревянный одноэтажный дом (улица Ленина, 126). К каменному угловому дому со стороны переулка была сделана двухэтажная каменная пристройка. Проект был составлен архитектором К.Ф.Гросманом. В 1870 – 1880–х гг.  на усадьбе активно ведутся строительные работы: появляются новые каменная кладовая, зерносушилка, амбары, и ещё ряд надворных строений. В 1882 г. к дому по переулку возводится ещё одна пристройка. В 1895 г. домовладение переходит к купцу Н.А.Кутенину, а деревянный дом – в пожизненное владение купеческой вдовы Д.С.Кутениной.

       В 1911 г. у Кутениных усадьбу покупает А.А.Кирпичникова, которая обкладывает кирпичом деревянный дом (№ 126). Его сегодняшний внешний облик соответствует облику 1911 года. В том же 1911 г. во дворе были построены новые  деревянные службы.  В 1915г. за А.А.Кирпичниковой числятся деревянный дом с мезонином, флигель каменный, дом каменный и каменный двухэтажный дом с мезонином, усадебное место.

Библиография: 1. Историческая застройка Симбирска–Ульяновска. Обзор. Сост. О. А. Свешникова. Ульяновск, 2001. С. 44;  2. Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска. Каталог. Ульяновск, 2006. С. 191.   

"Residential estate of A.A.Kutenin. Beginning XIX century, 1865-1911, The architect K.F.Grosman " is included in the list of objects of cultural heritage of local (municipal) significance on the basis of the Decree of the Ulyanovsk City Duma of October 29, 2003 No. 332.The homestead, located at the intersection of the streets of Moscow (now Lenin Street) and Zharkovsky Lane (Matrosova Street) was formed in the early 1800s. In the first half of the 19th century a stone corner house was built here. In 1865, the owner of the estate, the Simbirsk merchant of the 2nd guild A.A.Kutenin, restored a wooden one-storey house burnt in the city fire of 1864 (Lenin Street, 126). To the stone corner house from the side of the alley was made a two-story stone annex. The project was compiled by the architect K.F.Grosman. In 1911, the Kutenin estate was bought by A.A.Kirpichnikov.

    Новости