Поиск по сайту

«Комплекс мукомольного комбината, последняя четверть XIX в.-1916 г.», Ульяновская область, г.Димитровград, ул. Куйбышева, 235, 237; 235/2, Комсомольская, 116 / "Complex of a flour mill, the last quarter of the XIX century-1916"

         «Комплекс мукомольного комбината, последняя четверть XIX в.-1916 г.»,  является объектом культурного наследия регионального значения на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 25.06.2014 № 253-П.

       Комплекс мукомольного комбината включает в себя: Здание конторы для приказчиков, 1910 г.,  Здание столовой, нач. XX в.,  Здание мельницы Владимирцева, 1913 г., Здание конторы, нач. XX в., Здание материального склада, нач. XX в.,  Здание примельничного элеватора Маркова, 1914 г., Здание мукомольной мельницы Маркова, 1914 г.,  Особняк купца Таратина, нач. XX в.,  Здание пекарни Маркова, 1914 г.

 

 

        Мукомольный комбинат сформировался на участке, принадлежавшем купцу I-ой гильдии, Посадскому Главе и Почётному гражданину города Мелекесса – К.Г.Маркову. Строительство комбината началось в 1883 году и продолжалось до 1916 года. В начале XX века комплекс включал в себя четыре мельницы: две мельницы Маркова, паровую мельницу Таратина, мельницу Владимирцева и Крылова. Основные корпуса мельниц были дополнены элеваторами, локомотивным депо, мастерскими, складскими и жилыми постройками. Продукция мелекесских мукомолов славилась высоким качеством и получала награды разных достоинств. Так, например, ржаная обойная мука мельницы Марковых отмечена Золотой медалью на Первой Всероссийской мукомольной выставке 1909 года в Петербурге.  

 

     Архитектурный облик промышленных зданий удивляет своей монументальной пластикой и отточенностью деталировки. Комбинат является одним из ярких примеров зодчества на Поволжье этого периода.  «Мукомольный комбинат. Здание примельничного элеватора Маркова», 1914 г., это двухэтажный с подвалом элеватор из красного кирпича (по высотным габаритам – пятиэтажный) расположен в левобережье реки Мелекесски, на улице Куйбышева (бывшая Старо-Заводская). Является составной частью одного из крупнейших мукомольных комбинатов Среднего Поволжья последней четверти XIX – начала XX вв. Представляет собой яркий образец промышленного зодчества в формах рационального направления эклектики («кирпичный стиль»).  Элеватор Маркова ёмкостью 2100 тонн построен в 1914 г. по проекту архитектора Иванова. Главным фасадом ориентирован на юг,  прямоугольный в плане под двухскатной крышей. Со стороны северного фасада связан с мельницей Маркова на уровне пятого этажа – металлическим с деревянной обшивкой переходом. Открытая кирпичная кладка стен прорезана чётким ритмом лучковых окон, подчёркнутых клинчатой кладкой и выложенным из кирпича рельефным декором. С первого по четвёртый этаж – оконные проёмы ложные. Основная часть рельефного декора сосредоточена в верхней части здания.

 

     Ступенчатый венчающий карниз с линией декоративных язычковых кронштейнов дополнен рельефным фризом с дентикулами. Со стороны главного фасада центр композиции обозначен лучковым аттиком с датой строительства здания - «1914 г.». Со стороны северного и южного фасадов стены завершены бетонными парапетными столбиками. 

  

 

 Библиография: 1. Историко-архитектурный опорный план. г.Димитровград.1993г.;  2. Очерки по истории Сред. Поволжья / Ф. Касимов, 120 с. ил. 18 см., Димитровград Поинт 1996.

 

 "Complex of a flour mill, the last quarter of the XIX century-1916"  is an object of cultural heritage of regional significance on the basis of the Decree of the Government of the Ulyanovsk region dated 25.06.2014 No. 253-P. The complex of the flour mill includes: Office building,1910; Building of the dining room, XX century; The building of the Vladimirtsev mill,1913; Office building, XX century; Material warehouse, XX century; The building of flour mill Markov, 1914; The mansion of the merchant Taratin, XX century;  Building of the bakery of Markov, 1914. The flour mill was formed on the site belonging to the merchant of the 1st Guild and Honorary Citizen of the city of Melekess – K.G .Markov. The construction of the plant began in 1883 and continued until 1916. At the beginning of the 20th century the complex included four mills: two Markov mills, a Taratin steam mill, Vladimirtsev mill and Krylov. The main buildings of the mills were supplemented with locomotive depots, workshops, warehouses and residential buildings. The production of millers was famous for its high quality and received awards of various merits. For example, the rye flour of the Markov mill was awarded the Gold Medal at the First All-Russian Flour Exhibition in 1909 in St. Petersburg. The architectural appearance of industrial buildings is surprising with its monumental plasticity and the refinement of detail. The combine is one of the bright examples of architecture in the Volga region of this period.

    Новости