Поиск по сайту

«Дом купца Мухина, 1902 г.», г. Ульяновск, ул. Энгельса, 56 / "The House of the Merchant of Mukhin, 1902»

            Каменный двухэтажный дом, главным фасадом выходящий на красную линию улицы Энгельса (бывшая улица Панская) был построен во второй половине 19 века (до  1871 г. левая часть здания). Представляет собой выразительный образец городской архитектуры начала XX века в формах эклектики. Главным фасадом ориентировано на северо-запад. Владелец усадьбы в тот период был мещанин В.П.Шумилов.  В 1902 г. усадьбу со всеми постройками покупает купец С.Л.Мухин.

  

             Новый владелец в том же году строит  двухэтажный кирпичный пристрой (правая часть здания). Обе части здания соединены кирпичной вставкой. В 1918 – 1919 гг. дом был муниципализирован и отдан под квартиры нуждающимся семьям рабочих и служащих. Двухэтажный с подвалом кирпичный дом. Протяжённый главный фасад дома в тринадцать световых осей расчленён прямоугольными окнами в рамочных наличниках. Центральная часть с прорезной аркой выделена лопатками и отмечена аттиком с полуциркульным повышением. В первом этаже расположены два входа (с торца и возле центральной части) под металлическими козырьками. Широкий межэтажный фриз включает в себя ниши под окнами второго этажа. Плоскость стены завершает узкая лента фриза и карниз небольшого выноса. Бывшая улица Панская, названная по Панской слободе, основанной сосланными в 17веке в Симбирск пленными поляками. В 1918г. ее переименовали в честь Фридриха Энгельса (1820-1895), одного из основоположников научного коммунизма, друга и соратника К.Маркса.  «Дом купца Мухина,  1902 г.» , включен в список объектов культурного наследия местного (муниципального) значения на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 25.06.2014 № 253-П. 

  

 

Библиография:  1. Историческая застройка Симбирска-Ульяновска. Обзор. Сост. О.А. Свешникова. Ульяновск, 2001. С. 82;     2. ГАУО, ф. 137, оп. 17, ед. хр. 101;      3. ГАУО, ф. 137, оп. 34, ед. хр. 1485, ед. хр. 2274, ед. хр. 2334, ед. хр. 2359;      4. ГАУО, ф. 137, оп. 35, ед. хр. 232, ед. хр. 467.

A stone two-story house, the main facade overlooking the red line of Engels Street (former Panskaya Street) was built in the second half of the 19th century. It is an expressive example of urban architecture of the early 20th century in the forms of eclecticism. The main facade is oriented to the north-west. The owner of the manor at that time was a petty bourgeois V.P.Shumilov. In 1902 the manor with all the buildings was bought by the merchant SL Mukhin.  In 1918 - 1919 the house was municipalized and provided for needy families. The former Panskaya Street, named after Panskaya Sloboda, founded by the Poles who were exiled in the 17th century to Simbirsk. In 1918, it was renamed in honor of Friedrich Engels (1820-1895), one of the founders of scientific communism, friend and associate of Marx. "The House of the Merchant of Mukhin, 1902", is included in the list of objects of cultural heritage of local (municipal) significance on the basis of the Decree of the Government of the Ulyanovsk Region dated 25.06.2014 No. 253-P.  

    Новости