Поиск по сайту

Соборная (вторая) мечеть 1915-1922 гг., г.Ульяновск, ул. Дзержинского / Sobornaya (The second) a mosque, 1915 - 1922

                Здание бывшей татарской второй Соборной мечети в г.Симбирске, расположенное в северной части г.Ульяновска на улице Дзержинского,  включено в список объектов культурного наследия регионального значения на основании «Приказа Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 09.09.2015 № 96» - «Соборная (вторая) мечеть, 1915 – 1922гг.». 

 

                   Улица сформировалась при застройке северной окраины городской территории, называемой Кирпичные сараи, а с 1926г. носит имя Дзержинского. В 1853 году в Симбирске на средства купца Курамши Абдуловича Акчурина на улице Лосевой был построен первый молельный дом мусульман. В 1865 году на нем возвели минарет. В 1872г. при мечети была открыта школа, помещавшаяся в отдельном флигеле. В 1874г. было расширено внутреннее помещение мечети по боковым сторонам на три сажени, была изменена форма окон со стороны ул. Лосевой – вместо прямоугольных окон появилось пять арочных, над карнизом был устроен парапет из кирпича с треугольным завершением посередине. В начале XX века татарская община юридически оформилась в Общество мусульман города Симбирска. К 1914 году в городе, в районе татарского кладбища, возникло второе территориальное поселение татар-мусульман. Это было вызвано значительным ростом татарского насе­ления в данный период. В связи с этим возникла необходимость строительства второй мечети. Частью общества мусульман г.Симбирска было подано ходатайство о разрешении построить в районе магометанского кладбища второй соборной мечети. При проверке пристава 2-й части г.Симбирска 9 октября 1914г. (по старому стилю) «приговора» на постройку мечети согласие изъявили  105 домохозяйств, составляющие со своими семействами  267 душ мужского пола. Ходатайство было одобрено и Оренбургским магометанским духовным собранием от 18 февраля 1915г. (по старому стилю) № 1193. Место под строительство было отведено Симбирской городской управой. В прошении от 27 ноября 1915г. поданном в Симбирское губернское правление уполномоченными прихожанами общества мусульман г.Симбирска было сказано следующее: «В виду разрешения постройки приходской мечети в районе существующего мусульманского кладбища, на отведённом городом Симбирском месте, нами было приступлено к постройке указанной мечети и сложен фундамент, но по случаю военного времени, а также дороговизны материалов и рабочих рук, временно постройку мечети приостановили…».  До постройки мечети для совершения молитв и других обрядов мусульмане арендовали находившийся рядом с местом строительства дом прихожанина Мухамета Сабира Ибрагимова, его же избрали на должность муллы, Оренбургское магометанское духовное собрание утвердило его в этой должности. В одном из архивных документов указано, что каменная одноэтажная мусульманская мечеть построена в 1916г. По другим сведениям строительство возобновилось в 1917г. и закончилось к 1922г. Мечеть была построена на средства общества мусульман г.Симбирска. Мечеть была закрыта в 1930-е гг., богослужения проводились в другом здании. В 1940г. Ульяновский горторг переоборудовал мечеть под универмаг, предназначенный для жителей северного района города. Со второй половины 1941г. и до 1946г. (1947г.) помещение бывшей мечети было отдано под склад в/ч ВМФ, в 1947 – 1964гг. в здании размещалась Ремстройконтора при горжилуправлении, затем – РСУ Ленинского района г.Ульяновска, преобразовано в 1995г. в МУП «Ремонтник».  

 

                  08 октября 2016г. состоялось торжественное открытие Второй соборной мечети, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Дзержинского, 20.  В кратчайшие сроки была проведена реконструкция здания мечети, построенного в 1915-1922гг. и возвращённого мусульманам согласно Федеральному  закону от 30 ноября 2010 г. №327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". 

 Использованы материалы государственного эксперта Свешниковой О.А.

 

The building of the former Tatar second Cathedral mosque in the city of Simbirsk located in the northern part of Ulyanovsk on Dzerzhinsky Street is included in the list of cultural heritage sites of regional significance on the basis of the Order of the Ministry of Arts and Cultural Policy of the Ulyanovsk Region dated 09.09.2015 No. 96 - Sobornaya (The second) a mosque, 1915 - 1922. "The street was formed during the construction of the northern outskirts of the urban area and since 1926 is named the name of Dzerzhinsky. In 1853, in Simbirsk, the first prayer house of Muslims was built at the expense of merchant Kuramshi Abdulovich Akchurin on Loseva Street. In 1865 a minaret was erected on it. In 1872 At the mosque was opened a school, located in a separate wing. At the beginning of the 20th century, the Tatar community legally formed itself into the Society of Muslims of the city of Simbirsk. By 1914, in the city, in the area of ​​the Tatar cemetery, a second territorial settlement  Tatar Muslims. This was due to the significant growth of the Tatar population in this period. In this connection, there was a need to build a second mosque. Part of the society of Muslims of Simbirsk filed a petition for permission to build in the area of ​​the Mohammedan cemetery of the second cathedral mosque. The place for construction was allocated by the Simbirsk city government. In one of the archival documents it is indicated that a stone one-storey Moslem mosque was built in 1916. The mosque was built on the funds of the Muslim community of Simbirsk. The mosque was closed in the 1930s, worship services were held in another building. In the 1940's the mosque is converted into a shop. Since the second half of 1941. and until 1946 the building of the former mosque was the warehouse of the military unit, and in 1947 - 1995  in the building housed the city housing management and service. October 08, 2016 was the solemn opening of the Second Cathedral Mosque, located at the address: Ulyanovsk, Dzerzhinsky street, 20. In the shortest time was the reconstruction of the building and it returned to Muslims in accordance with Federal Law No. 327-FZ of November 30, 2010, "On Transferring to Religious Organizations of Religious Assets in State or Municipal Ownership."

    Новости