Поиск по сайту

"Дом-памятник писателю Гончарову Ивану Александровичу, построенный на средства, собранные по Всероссийской подписке", г.Ульяновск, б-р Новый Венец, д.3/4 / "House-monument to the writer Goncharov Ivan Alexandrovich, built on the funds collected by the All-Russian subscription"

     «Дом-памятник писателю Гончарову Ивану Александровичу, построенный на средства, собранные по Всероссийской подписке», расположенный по адресу: г.Ульяновск, б-р Новый Венец, 3/4, является объектом культурного наследия федерального значения на основании постановления Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 29.12.2012 № 2010 данный объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с № 741210002660006.     

  

       Здание расположено в центре  исторической части города, занимает угловое положение бульвара Новый Венец и пер. Карамзина (быв. ул.Дворянская). Является одним из лучших памятников, построенных в формах поздней эклектики, внутри которого сохранились многочисленные элементы художественной отделки интерьеров. Строительство Дома-памятника писателю И.А.Гончарову (1812-1891) было приурочено к 100-летию со дня его рождения. Здание возводилось на средства, собранные по всероссийской подписке за счет добровольных пожертвований. С целью получения хорошего проекта было проведено два конкурса, победителей не оказалось. Составление проекта было поручено архитектору А.А.Шодэ. В здании должны были разместиться просветительские учреждения города: музей губернской ученой архивной комиссии, библиотека и художественно-промышленная школа.

     Торжественная закладка основания дома состоялась 6 июня 1912 г. в Николаевском саду. На этой церемонии присутствовали родственники писателя, почетный академик, юрист, друг писателя – А.Ф.Кони. В 1915 г. строительство здания, в основном, было завершено. В залах 1-го этажа расположилась Карамзинская библиотека. Большая часть здания была занята под лазарет. В 1916 г. сюда переехал исторический архив. В 1918 г. в залах здания разместились экспозиции Единого народного музея, переименованного в 1920 г. в Краеведческий музей. В настоящее время в здании действуют два музея: на 1-ом этаже – Краеведческий, на 2-ом – Художественный.  Здание ассиметричное в плане и со стороны главного фасада, однако единство его общего композиционного решения не нарушается. Стройная башня уравновешивает объем и завершает здание со стороны угла. Первый этаж служит высоким пьедесталом, имеющим свой цоколь. Второй этаж и верхние этажи башни выглядит более легким по отношению к массивному первому этажу.      

      Выразительно решен главный фасад. Слегка выдвинутый вперед центральный объем оформлен выступающими пилонами, идущими на всю высоту здания и до уровня пят арочного проема второго этажа. Между ними на первом этаже расположен центральный вход, парадность которого подчеркнута выдвинутыми вперед невысоким крыльцом, на котором по проекту А.А.Шодэ должны быть установлены два фонаря, и высокой двухстворчатой дверью, по обеим сторонам которой установлены небольшие изящные пристенные колонны.     

       Планировка здания построена по принципу трех нефов, центральному нефу предваряет крупный вестибюль с тремя арками перед широкой лестницей, над которой устроен фонарь на металлических фермах. Слева и справа от центрального зала расположены выставочные залы с аванзалами с восточной стороны. Северный аванзал связан с угловой башней. Планировка  второго этажа повторяет планировку первого, за исключение открытой веранды с запада. Помещения залов украшены разнообразной лепниной и оригинальным оформлением дверных проемов. Лепной декор представлен медальонами, гирляндами, пальмовыми и дубовыми листьями, акантами, тянутыми профилированными карнизами, крупными розетками и другими элементами.  

Библиография: 1. Паспорт на памятник истории и культуры. Составители А. А.  Кузнецов, Н. А. Телепнева. 2002 г. Фонды ГИМЗ «Родина В. И. Ленина»; 2. Ефимов Ю., Баюра Л. Юбилей художественного музея. Вчера-сегодня,1996г,10дек.; 4. Дом-памятник И.А.Гончарову. Проект реставрации фасадов. Историческая записка.т.11 Арх.342. 1985г. Автор Рассадина Л.Ф.   

 

"House-monument to the writer Goncharov Ivan Alexandrovich, built on the funds collected by the All-Russian subscription", located at the address: Ulyanovsk, Novyy Venets, 3/4, is an object of cultural heritage of federal significance on the basis of the resolution of the Council of Ministers of the RSFSR from 12/04/1974 № 624 "On the addition and partial modification of the Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR of August 30, 1960 No. 1327" On Further Improvement of the Protection of Cultural Monuments in the RSFSR ". Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation of 29.12.2012 № 2010 this object of cultural heritage is registered in the unified state register of objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation from No. 741210002660006. The building is located in the center of the historical part of the city, at the intersection of Novyy Venets Boulevard and Karamzin Lane. The construction of the House-Monument to the writer IA Goncharov (1812-1891) was timed to coincide with the 100th anniversary of his birth. The building was built on funds raised by the all-Russian subscription through voluntary donations. The drafting was entrusted to the architect A.A. Shode. The building had to accommodate the educational institutions of the city: the museum of the provincial academic archival commission, the library and the industrial arts school. The solemn laying of the foundation of the house took place on June 6, 1912 in the Nikolayevsky Garden. The ceremony was attended by relatives of the writer and  his friend  - A.F. Kon, honorary academician. In the halls of the 1st floor in those days the library of Karamzin was located. Most of the building was occupied in the infirmary. In 1916, the historical archive also moved here. In 1918, the halls of the building housed the exposition of the United People's Museum, renamed in 1920 in the museum of local lore. Currently, the building has two museums: on the 1 st floor - local history, 2 nd - the art museum.
         

 

    Новости